вторник, 4 сентября 2012 г.

Влияние культуры исполнительного производства

Различные концепции исполнения: взыскание долгов или медиация

Серьезное влияние на структуры исполнительных органов оказывает различная политика в отношении целей исполнительного производства. Оно может рассматриваться как "механизм" обеспечения эффективного исполнения обязательств должником и, соответственно, исполнительные органы рассматриваются как коллекторы. Однако в современных системах исполнители выполняют функцию "балансира" между взыскателями и должниками, а также обеспечивают дружественное урегулирование спора путем переговоров*(204). С этой точки зрения, исполнители могут даже предотвращать "социальное отчуждение" должников или банкротство.

В Австрии и Германии недавно были внесены небольшие изменения в законодательство, в соответствии с которыми приставы уполномочены поощрять стороны к соглашению о возврате долга в рассрочку*(205). Во Франции перед наложением взыскания на заработную плату обязательно осуществляются попытки примирения*(206). Примирительная процедура часто применяется в Испании и Нидерландах. Еще раз заметим, что централизованная система может содействовать урегулированию, поскольку исполнительный орган получает полную картину финансового положения должника*(207). Однако существует общее настроение, которое свидетельствует, что современные правовые системы рассматривают исполнительное производство не только как простое взыскание долгов. В связи с этим исполнителям должно быть предоставлено полномочие содействовать таким соглашениям. С точки зрения последовательности действий, представляется, что попытки урегулирования наиболее успешны, если производятся исполнителем непосредственно в месте нахождения должника и незамедлительно. В случае ареста имущества должника, находящегося у третьего лица, ситуация иная: любые попытки урегулирования должны происходить в процессе, уже после ареста. Однако такие слушания проводятся не во всех юрисдикциях*(208).

Взыскатель и исполнительный орган

Хотя возбуждение и прекращение исполнительного производства осуществляются по инициативе взыскателя во всех юрисдикциях, существенные различия существуют в правилах о контроле и управлении исполнительным производством. В децентрализованных системах взыскатель инициирует и выбирает метод исполнения путем выбора компетентного органа. Соответственно, движение производства в значительной степени зависит от стратегии взыскателя. В централизованных системах исполнительный орган может быть уполномочен направлять ход исполнительного производства и осуществлять его полный контроль*(209). Однако в большинстве государств определенно установлено, что взыскатель может выбирать активы должника, на которые он желает обратить взыскание*(210).

Во взаимоотношениях между исполнителями и взыскателем есть один важный дополнительный момент. Если кредиторы полностью оплачивают услуги исполнителя (или не полностью, если предполагается гонорар за результат), последний становится фактически зависимым от некоторых состоятельных взыскателей. Поэтому возможности исполнителя по противодействию влиянию взыскателя зависят от таких факторов, как профессиональная солидарность и финансовая независимость*(211). В Германии система гонораров окончательно установлена в начале 1960 гг., поскольку разница в оплате исполнителей иногда приводила к злоупотреблениям.

Способы ускорения исполнительного производства

Многие национальные системы исполнительного производства неэффективны. В некоторых странах исполнительным службам не хватает персонала, они не оснащены необходимой компьютерной техникой, а процедуры длительны и сложны*(212).

Наиболее эффективный способ ускорить исполнительное производство - открыть его для рынка. Последние реформы в Нидерландах и Англии четко двигаются в этом направлении. В этих странах на национальном уровне допускается открытая конкуренция между частными приставами; они вправе заключать с отдельными кредиторами соглашения о гонораре. В качестве балансового механизма были серьезно усилены надзор и дисциплин*(213). В других странах (особенно Франции, Бельгии и Португалии) нет такого уровня конкуренции между приставами, которые действуют как представители государства в большей степени, чем как частные лица. Конкуренция есть только в сфере документационного обслуживания*(214).

В тех государствах-участниках ЕС, где система исполнения признается функционально включенной в судебную систему, конкуренция, по всей видимости, не допускается. Например, в Германии каждый исполнитель имеет монополию в рамках своей территориальной компетенции (Bezirk)*(215). Тем не менее концепция исполнения как части судебной деятельности не исключает финансирование приставов частично по схеме, основанной на результате*(216).

Усовершенствование исполнительного производства не предполагает исключения исполнительных органов из судебной системы. Этот вопрос обсуждался в Австрии, но законодатель решил не менять существующей системы в основном потому, что для этого необходимы были дополнительные изменения в исполнительный кодекс. В конечном итоге, как правильно показано в Австрийском отчете, перевод приставов из судебной системы в частные структуры все равно требует сохранения некоторых важных функций исполняющих судов. Конституционные гарантии предполагают, что любой розыск имущества должника (осуществляемый без его согласия) может производиться лишь с санкции суда*(217). Однако даже эта проблема может быть решена как во французской модели, где исполнительное производство практически полностью находится в компетенции частного исполнителя, но сложные или затрагивающие конституционные права вопросы решаются специальным судьей исполняющего суда, который в этих случаях может вмешаться в процесс.

Нет никаких сомнений в том, что система частного исполнения может принести серьезные выгоды, но она таит в себе и ряд опасностей: когда исполнитель действует в интересах кредитора, структура исполнительного производства, а также система стимулов для исполнителя не должны создавать условий для нарушения прав должников. Именно поэтому необходим жесткий контроль со стороны профессиональных сообществ. Кроме того, у должника должны быть эффективные возможности противостоять злоупотреблениям со стороны исполнителей*(218). Даже в тех странах, где исполнители действуют на частноправовых началах, им следует всегда действовать нейтрально и независимо, сохраняя равную дистанцию от обеих сторон (должника и взыскателя)*(219).

Комментариев нет:

Отправить комментарий