Сегодня, по истечении более чем 10 лет со дня вступления в силу Амстердамского соглашения, можно оценить, как действуют правовые процессуальные средства, принятые или находящиеся на этапе принятия в ЕС. Большинство этих средств основаны на ст. 65 Договора, учреждающего Европейское сообщество*(13).
Комиссия недавно опубликовала третий по счету отчет о результатах реализации Гаагской программы 2007 года. Согласно отчету Комиссия придерживается мнения, что результаты являются успешными только в сфере гражданского процесса*(14). Комиссия сделала вывод, что особенно успешными являются результаты в сфере взаимного доверия, судебного сотрудничества по гражданским вопросам.
Основная мысль отчета в том, что все процессуальные средства, предложенные в решениях в Тампере*(15), уже законодательно закреплены или будут приняты в намеченный срок. Вообще, можно согласиться с тем, что все меры, касающиеся доступа к правосудию, взаимного признания и исполнения судебных и иных актов, предложенные в решениях в Тампере, были реализованы*(16). Сотрудничество по гражданским делам относительно получения доказательств и приказного производства также было успешным. Комиссия была удовлетворена результатами. Однако она не ответила на вопрос, были ли различные процессуальные средства, принимаемые иногда после долгого и сложного законодательного процесса, успешными по сути. Для европейских юристов не всегда легко отслеживать изменения в различных процессуальных средствах и правильно их применять.
В настоящей статье я хочу проанализировать, подвергся ли изменению смысл принимаемых законодательно процессуальных средств вследствие влияния Совета и каковы последствия этих изменений. В связи с исследованием этого вопроса я выскажусь относительно критических замечаний европейских ученых о необходимости некоторых из этих мер.
Выбор именно такой темы исследования позволяет мне оценить законодательный процесс по некоторым из процессуальных средств, включая применение этих мер государствами-членами ЕС. Основное внимание в статье будет уделено "новым" институтам: главным образом, Европейскому исполнительному листу*(17), а также Европейскому приказному производству*(18) и Европейскому производству по малозначительным требованиям*(19).
Сначала будут описаны основания законодательного процесса ЕС в сфере гражданского судопроизводства, затем - отношение государств-членов ЕС к гармонизации, и в заключение будут сделаны некоторые выводы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий